Чем больше рекламы товаров, тем меньше рекламы правителя

Суббота, 27. Май 2017

Мы часто воспринимаем гражданах других стран как зомби, механически повторяющих всевозможные нелепицы из их телевидения. Естественно, что зомби, проживающие в других странах, таковыми считают нас. Это неудивительно, поскольку во всех странах правители чего-то хотят от своих граждан и ради получения желаемого пытаются повлиять на них через СМИ. Нередко последние ради тех, кто стоит у власти, что-то привирают или даже откровенно лгут.

Нередко, но не всегда. В разных странах у правителей имеются неодинаковые потребности и возможности влиять на СМИ. В предыдущей записи шел разговор о модели Гельбаха-Сонина, призванной объяснить разницу между странами в том, насколько их СМИ искажают информацию. Ключевое предположение их модели в том, что у власти стоит авторитарный правитель и искажение информации допускается в его интересах. В тот раз я перечислил ряд факторов и снабдил их военными примерами.

Их модель содержит и другие факторы, влияющих на склонность правителя врать через СМИ. И для их иллюстрации уже лучше подойдут примеры из мирной жизни. Одним из них является реклама. Между странами и периодами существуют большие различия в количестве рекламы на душу населения. В каком случае правитель будет больше искажать информацию в угоду себе -- в том случае, когда рекламы много или когда ее мало?

Обычно реклама рассматривается как нечто, что уже само по себе зомбирует нас. В рекламных роликах нас побуждают что-то купить и ради этого что-то недоговаривают или преувеличивают. Казалось бы, среди потока рекламы, призванной обеспечить лояльность граждан к прокладкам или стиральному порошку, относительно невинной должна казаться замаскированная политическая реклама, формирующая у людей лояльность к правителю. Но модель предсказывает обратное. Когда в СМИ много рекламы, правитель будет менее склонен пользоваться ими, чтобы заставить граждан думать о нем лучше, чем он есть в действительности.

Это объясняется целями рекламодателей. Реклама размещается в СМИ, чтобы люди больше покупали рекламируемый товар. Люди не хотят смотреть рекламу, и для них реклама -- это цена, которую они платят за просмотр того, что им нужно. По закону спроса, чем выше эта цена (больше рекламы в расчете на единицу выбранной потребителем информации), тем меньше будет просмотров. Поэтому рациональное ведение бизнеса здесь предполагает выбор оптимального сочетания рекламы и полезной информации. Переборщишь с первым -- будут мало смотреть, переборщишь со вторым -- смотреть будут много, но не то, что нужно тебе как продавцу товара.

Как эти соображения влияют на искажение информации в угоду правителю? Чем сильнее искажается информация, тем больше людей воспринимают ее как рекламную, а не как полезную. Скажем, если в теленовостях 10% лжи, то 10% населения будут относить новости к рекламе, наряду с остальной рекламой, а если лжи будет 50%, то только половина населения будет считать новости полезной информацией.

Теперь допустим, что часть рекламных доходов прямо или косвенно идет в казну правителя. Тогда всякая политическая реклама, уменьшая просмотры обычной рекламы, будет навлекать на правителя дополнительные издержки в виде частично потерянных рекламных доходов. Насколько велики эти потери зависит от типа и уровня развития экономики. Например, при социализме экономический успех измеряется тем, сколько ты произвел, а не тем, сколько ты продал. Поэтому реклама не нужна и социалистический правитель может рекламировать себя, совершенно не беспокоясь о потере рекламных доходов. Но и в условиях рынка правители неодинаковы в том, что касается их зависимости от обычной рекламы. Если страна находится в кризисе, правителю будет гораздо легче пренебречь рекламными доходами, поскольку при низком потребительском спросе они были бы невелики.

Итак, резюмирую. Искажение информации -- та же реклама. Чем больше в СМИ рекламы любого рода, тем меньше аудитория и меньше выгоды от каждого рода рекламы. Если реклама товаров сулит правителю большие выгоды, он будет больше рекламировать товары, чем себя. Доля правды в новостях в этом случае будет больше.

http://asskorobogatov.livejournal.com/19947.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Leave a Reply