Инвестируйте, инвестируйте, инвестируйте… Кончили инвестировать!

Среда, 10. Февраль 2016

Оригинал взят у mike67 в Война с собственником

История со сносом торговых павильонов в Москве – это все, что надо знать об институте частной собственности в России.Регулярные сносы торговых объектов практикуются в России уже не первое десятилетие, но сейчас это действо обрело дополнительный экономический смысл. Каждый такой снос влечет за собой "благоустройство" – заслышав это слово любой работник мэрии или коммунальщик захлебывается слюной. Не приходится сомневаться, что на месте снесенных киосков и павильонов появится что-то полезное: хотя бы знаменитые собянинские гранитные модули с чахлыми деревцами. Разумеется. тоже не навсегда: через год-другой круглые модули заменят на квадратные и наоборот. При этом ни мы не имеем никакой возможности пресечь воровство бюджетных средств, ни собственники снесенных торговых павильонов не смогут, размахивая своими жалкими бумажками, добиться правды в судах. Ну или какого-то подобия правды.

Такое положение дел исторически закономерно. С советского времени собственность в России была по сути (не по форме, конечно) феодальной, поскольку раздавалась за особые заслуги и за лояльность. В постсоветское время эта традиция сохранилась, но приобрела новые, чудовищные масштабы: тут можно вспомнить и ельцинскую "семибанкирщину" и нынешних Ротенбергов. Другой собственности, кроме условной, в России нет. То есть формально она существует, но при расчетах ей можно, как говорят математики, пренебречь. При Путине, кроме лояльности, на собственников была возложена еще и обязанность содержать силовиков и расплодившихся (в целях борьбы с коррупцией, конечно же) контролеров. Понятно, что какой-нибудь ларечник не входит в число тех, с кем власть заключает договоры, кроме того, содержание силовиков и контролеров ему не по карману. Поэтому мелкий собственник в России и оказался не у дел.

Уточню, что речь идет о конкретных мелких собственниках, которые владеют орудиями труда и участвуют в производстве, а не об абстрактном "малом бизнесе", на имитацию поддержки которого можно весьма успешно тратить бюджетные деньги.

Б. атаман, богатей
Однако же мелкая буржуазия не прижилась в России не только из-за специфики местной экономической модели. Россия исторически ненавидит мелкого собственника. Кулаки и нэпманы, накормившие страну в 20-е, были разгромлены с демонстративной жестокостью, причем советская власть не скрывала, что опасается концентрации власти в руках новых собственников. Все правильно: где собственность, там и защита своих прав, там люди объединяются в коллективы граждан, устанавливая правила и принимая законы.

Разумеется, подобная активность населения, исторически свойственная евроамериканскому миру и прижившаяся во многих других регионах, всегда претила российской власти и российскому обществу. Кулаки и нэпманы – этих двух категорий было бы достаточно для иллюстрации, так нет же, есть еще и куркули, барыги, фарцовщики, есть фольклорный образ прижимистого "хохла" и продавшего нэмного мандаринов "сыну на автобус" грузина. Советско-российский человек и советско-российская власть прекрасно друг друга понимали. Во всех изданиях "Тихого Дона" и в фильме Герасимова ни читателю, ни зрителю не поясняют, за что расстреляли Мирона Коршунова. "Б. атаман, богатей, нажитый от чужого труда" – это в романе. У Герасимова еще проще: "Ну Коршунова вы все знаете". И в самом деле, какие могут быть вопросы? Но ведь по роману Коршунов и лучший хозяин, и лучший работник на хуторе: "Я всю жисть работал, хрип гнул, по́том омывался, и чтобы мне жить равно с энтим, какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды? Нет уж, трошки погодим! Хозяйственному человеку эта власть жилы режет. Через это и руки отваливаются: к чему зараз наживать, на кого работать? Нынче наживешь, а завтра придут да под гребло…". Даже у его любимой дочери Натальи руки в 17 лет "раздавленные работой". Но советский человек инстинктом чуял, что именно такого и надо расстрелять.
"В Китае вспыхнули уличные беспорядки после попытки ликвидации властями нелегальных точек уличного общепита. В России после сноса магазинов беспорядки вспыхнули только в твиттере" – эта шутка И.Бигдана отлично иллюстрирует изолированность российского мелкого собственника от русской культурной традиции. У кого Майдан, у кого Болотная. А когда дальнобойщики устроили забастовку против поборов в карман Ротенбергов, та же бывшая Болотная не поддержала в кои-то веки случившееся в России выступление мелких буржуа, ибо не интеллигентны, слушают шансон и голосуют за Путина.

В саду раздавался топор дровосека
Русский человек привык жить в страхе, что кто-то войдет с топором в его уютный вишневый сад и выгонит прочь, в ту жизнь, где надо принимать ответственные решения. Прячась от этого кошмара, русский человек готов отдать государству все, лишь бы оно забрало у него эту опасную и непонятную свободу. Ирония истории в том, что это тоже выбор. Это свободный выбор, хотя у нас принято сваливать всю вину за несвободное положение русских на государство. Украсившие Севастополь в дни "Русской весны" бигборды в надписью "Что дальше?.. Да хоть камни с неба! Мы на Родине!", невозможные, наверное, ни в одной другой стране, показывают как далеко завела русских привычка не уважать самих себя. Пусть бельгиец и финн жрут свой пармезан, а мы, русские, выбираем камни с неба! И ведь бельгиец и финн крутят пальцами у виска, протягивают убогим сыр – нате, ребята, так нет же, подавай нам камни. "После нас хоть потоп", – говорит российская власть, а русские отвечают: "топи нас как щенков, лишь бы твоей рукой!". Это взаимный пакт, это свободный выбор.

Только что прочитал: в школах Севастополя показали фильм, в котором говорится о недооцененной роли губернатора Сергея Меняйло и полпреда Крымского федерального округа Олега Белавенцева в событиях весны 2014 года, а также о том, что за волеизъявлением народа стояла спланированная военная операция. Это о том же. О киосках в Москве, о снесенном рынке в Евпатории и о Севастополе, возомнившем, что это он сделал в 2014 свой выбор. Вы на родине, привыкайте.

С рождения не знавший никакой самостоятельности русский человек всю жизнь мается без цели и ждет, когда придет маршал Жуков, укажет на горизонт, утыканный пулеметными жалами, и скажет ласково: "беги, родной".

http://yuryper.livejournal.com/1559567.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Leave a Reply