Ленд лиз наоборот: продолжение

Пятница, 5. Сентябрь 2014

Точка зрения, что Гитлер вторгся в Норвегию для того, чтобы обеспечить Германию шведской железной рудой среди историков является общепринятой. Ни в коем случае не оспаривая её, замечу, что шведская руда была хоть и важной, но не единственной причиной, побудившей германского фюрера санкционировать эту крайне рискованную операцию. Второй причиной, малоизвестной широкой аудитории сейчас, значимой в те годы для нацистской верхушки, был шведский оружейный завод "Бофорс"(теперь это компания BAE Systems Bofors).

Швеция в те годы была не только поставщиком качественной железной руды. Шведы экспортировали в Германию медь и шарикоподшипниковые изделия, а также артиллерийские орудия. Последние выпускала "Акциельболагет Бофорс", сталелитейная компания, чье производство размещалось в маленьком городе Карлскуга на юге страны. В XIX веке в числе владельцев этого предприятия были братья Нобель, а вскоре после Первой мировой примерно треть его акций скупил Густав Крупп и стал главным акционером. Покупка акций "Бофорс" позволила концерну Крупп продолжать производство артиллерии в обход санкций, наложенных на Германию по условиям Версальского договора. Уже в 1921 году "Бофорс" начал производство немецкой пушки 75-мм горной пушки L20, созданной мастерами Эссена в годы войны. Наладив массовый выпуск оружия в нейтральной Швеции и продавая его в другие нейтральные страны, Крупп смог не только спасти свое производство, но и получить хорошую прибыль. В течение последующих за покупкой акций четырнадцати лет "Бофорс" стал для Круппа полноценной заменой эссеновской "Гусштальфабрик", выпуская в большом количестве полевые орудия, противотанковые пушки, бомбы, танки и даже экспериментальные боеприпасы для новых видов бронетехники. Покупка "Бофорс" оказалась не только выгодным капиталовложением для Круппа, но и спасением для германской военной промышленности.

Завод "Бофорс" выпускал орудия разных типов: полевые, противотанковые, корабельные, береговые, а также всевозможные боеприпасы. Самым удачным и прибыльным делом оказалось производство 40-мм зениток Bofors L60 , ставших визитной карточкой завода. Зенитки эти пользовались таким спросом, что уже к 1939 году был налажен их массовый выпуск в Польше, Британии и ее доминионах(по лицензии и без неё). В 1941 году лицензию на производство L60 купили также Соединённые Штаты, где было налажено масштабное производство американской версии зенитки на заводах "Крайслер". Созданная позднее на базе L60 зенитка Bofors L70 оказалась настолько удачной, что по сей день состоит на вооружении большинства армий стран НАТО.

Зенитки "Бофорс" L60 на одном из заводов в городе Йорк, штат Пенсильвания. США, снимок времен Второй мировой.

Густав Крупп был непревзойденным мастером политики "и нашим и вашим". В Первую мировую он "стриг купоны" не только с родной Германии, но и с Антанты, продав патент на взрыватели британскому "Виккерсу ". В годы Второй мировой подконтрольный ему "Бофорс", формально существовавший как шведская компания, совершенно легально поставлял зенитки странам, сражавшимся против Гитлера, причем по обе стороны Атлантики, таким образом, помогая войскам Антигитлеровской коалиции бороться с люфтваффе . При этом орудия "Бофорса" состояли на вооружении вермахта, кригсмарине и даже японской императорской армии.

Cборочная линия орудий "Бофорс" на одном из заводов "Крайслер". Город Хайленд Парк, США.

Летом шведы экспортировали железную руду и медь через порты на Балтике. Зимой Балтийское море замерзало и судоходство в регионе замирало до начала апреля, поэтому весь экспорт из Швеции в зимний период шел по железной дороге из северной части страны в Норвегию, а оттуда через норвежские незамерзающие порты(главным образом Нарвик) морем в Германию или другие страны. Таким же путем шел экспорт продукции принадлежавшего Круппу завода "Бофорс". Вот почему Гитлеру и германским военным промышленникам было чрезвычайно важно сохранить этот канал поставок. Однако британская морская блокада оказалась весьма эффективной и за годы войны лишь ничтожная часть выпущенных шведами зенитных орудий дошла до германских портов, в то время как на заводах "Крайслер" за океаном было собрано 60 тысяч орудий и 120 тысяч стволов L60, которые затем, переплыв Атлантику, расстреливали германские и японские самолеты. Такой вот своеобразный германский "ленд лиз", да.

http://d-prospero.livejournal.com/206253.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Leave a Reply